2 – 4 марта 2017 года в РАНХиГС прошел семинар для руководителей, преподавателей и методистов Региональных методических центров. В семинаре приняли участие представители 10 РМЦ

2 – 4 марта 2017 года в РАНХиГС прошел семинар для руководителей, преподавателей и методистов Региональных методических центров. В семинаре приняли участие представители 10 РМЦ

Семинар направлен на организацию работы региональных методических центров по внедрению и реализации методических разработок по финансовой грамотности в школах и учреждениях среднего профессионального образования.

В первый день семинара лекцию провела генеральный директор Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева. Она рассказала слушателям о специфике финансовой грамотности в России. Была представлена оценка финансовых знаний, установок и поведения населения нашей страны. Основные затруднения граждан России связаны с тем, что значительная часть населения страны длительное время проживала в условиях плановой экономики имеет недостаточные знания о рыночной экономике. Знания о процентах по вкладу, диверсификации рисков, инфляции у них ниже, чем у граждан других стран. На лекции эксперт представила результаты исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 30 странах мира. Согласно этому исследованию, по уровню финансовой грамотности Россия занимает 25 место.

По словам лектора, финансовая грамотность предполагает не только наличие знаний, но также навыков и установок. Ключевой и основной элемент навыка финансовой грамотности, как говорит Гузелия Имаева, это учет доходов и расходов семьи. Важно формирование у подрастающего поколения понимания правильной модели финансового поведения. «В большинстве случаев в семье с детьми не обсуждаются финансовые вопросы. Детей не приобщают к планированию доходов и расходов», – отметила эксперт.

Гузелия Имаева рассказала о специфике финансового поведения российских граждан. Для России характерно преобладание вмененных финансовых продуктов, а также пассивность финансового поведения граждан. Российский финансовый рынок достаточно молодой, но уже сегодня более 80% населения являются пользователями финансовых услуг.

Эксперт представила исследование, согласно которому для 71% россиян составляет большую сложность разбираться в финансовых услугах. Особые трудности вызывают инвестиционные продукты и кредиты. На финансовое поведение населения влияет множество факторов. Один из ключевых факторов – это географическая протяженность России, специфика каждого ее региона.

Во второй день участников семинара ознакомили с лучшими практиками разработки и применения игровых форм информирования по теме защиты прав потребителей финансовых услуг и финансовой грамотности. Консультанты компании ПАКК представили свои разработки по созданию и решению кейсов, проведению станционных и деловых игр по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг. В ходе семинара участники самостоятельно разрабатывали и проводили свои мини-игры и конкурсы.

В заключительный день, 4 марта, участники сформулировали основные принципы, подходы и порядок работы Региональных методических центров по поддержке и сопровождению педагогов, прошедших обучение. Организаторы и методисты обсудили критерии лучших методических разработок педагогов, определили методы фиксации лучших практик. Было решено обратить внимание на формирование рационального финансового поведения. Если не все педагоги будут готовы проводить внеурочные мероприятия или циклы дополнительного образования по финансовой грамотности, то элементы поведения могут быть реализованы в рамках различных предметных уроков. Методисты региональных центров могут по представленным педагогами урокам брать интервью, выясняя замысел занятия: как задумывалось продвинуть ученика в сфере финансовой грамотности, как выбирался способ организации деятельности ученика, как организовался педагог для выполнения занятия. 

Организаторы Региональных методических центров отберут экспертов, которые изучат представленные материалы, выберут лучшие методические разработки и их реализации. В ходе отбора будут проведены консультации педагогов. По результатам работы экспертов будет проведен конкурс. Обсуждение работ в ходе конкурса будет способствовать выявлению в профессиональном сообществе приемов и навыков результативной педагогической деятельности и тем самым будут проявляться реальные шкалы оценок педагогических методов. Через год на следующем методическом семинаре будут представлены результаты конкурса лучших педагогических разработок и реализаций уроков по финансовой грамтности. 

На протяжении всех трех дней семинара представители РМЦ обменивались опытом реализации проекта ««Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» в регионах и своими наработками в области повышения финансовой грамотности.

Так в частности представители РМЦ Саратовской области рассказали о создании Лаборатории финансовой грамотности, целью которой является популяризация знаний в области финансовой грамотности, финансов и основы работы кредитно-банковской системы РФ, формирование у учащихся общего и среднего профессионального образования практических навыков эффективного использования финансовых инструментов, а представители РМЦ Ростовской области – о работе с финансовыми институтами региона.

Кроме того, студенческая команда Поволжского института управления им. П.А.Столыпина (РМЦ Саратовской области) презентовала проект по повышению уровня финансовой грамотности детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука финансов» и её главного героя Рублика.

Исполнители

Заказчики

О проекте