Арби Шамаев: повышение уровня финансовой грамотности граждан способствует экономической и социальной стабильности в стране

Арби Шамаев: повышение уровня финансовой грамотности граждан способствует экономической и социальной стабильности в стране

С 2016 г. некоммерческим фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, выступающим в качестве заказчика, и консорциумом в составе НИУ ВШЭ, РАНХиГС и Фонда «Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара» началась реализация контракта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности». В рамках Контракта обучение в Северо-Кавказском межрегиональном методическом центре, функционирующем на базе Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС прошли более 2000 педагогов СКФО, из них – 450 педагогов Чеченской Республики. О том, как проходит внедрение курса финансовой грамотности в общеобразовательных организациях Чеченской Республики пресс-служье Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС рассказал учитель МБОУ «СОШ № 10» г. Грозного Арби Шамаев.

Арби Шамаев прошел обучение в Северо-Кавказском ММЦ по финансовой грамотности в 2018 году по 72-х часовой программе «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». В 2019 году стал организатором мероприятия по обмену опытом внедрения финансовой грамотности в школе. В 2020 году Арби Шамаев вошел в Федеральный Реестр тьюторов (наиболее подготовленных и продвинутых педагогов) по финансовой грамотности.

Арби Дундаевич, вы прошли обучение в 2018 году. Когда вы начали преподавать финансовую грамотность?

Надо признаться, что до прохождения мною специализированных курсов по финансовому обучению, организованных Северо-Кавказским институтом - филиалом РАНХиГС в 2018 году на своих уроках мною не было организовано целенаправленное финансовое обучение. Конечно, было понимание того, что дефицит знаний в этой области в целом для граждан доставляет определенные проблемы: неумение рационально распоряжаться своими доходами и сбережениями, правильно оценивать возможные финансовые риски, а также становятся жертвами финансовых мошенников и т.п. Требуется всеобщее повышение финансовой грамотности населения. А этот процесс может и должен начаться со школьного возраста. После прохождения курсов я уже имел определенный арсенал знаний для целенаправленного финансового обучения своих учеников, чем я, собственно и занялся.

В чем важность и значимость финансового образования населения?

Как я уже отметил выше, низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести к различным проблемам: к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Финансовая грамотность позволит обеспечить финансовую защищённость себе и своей семье. Если вы овладеете умением вести учёт доходов и расходов, избегать кредитов, планировать свой бюджет и создавать сбережения, осознанно принимать финансовые решения, то задержка зарплаты, крупная покупка или смена рода деятельности не будут выбивать вас из колеи. Кроме того, повышение уровня

финансовой грамотности граждан способствует экономической и социальной стабильности в стране.

Как вы оцениваете уровень финансовой грамотности ваших обучающихся до и после внедрения курса по финансовой грамотности?

На мой взгляд, внедрение курса по финансовой грамотности весьма значимо повлияло на фактические знания обучающихся в этой области. Если до его внедрения знания обучающихся в области финансовой грамотности были низкими и несистематизированными, то сейчас они значительно расширились и стали более основательными. Такие понятия как инвестиции, ценные бумаги, банковские операции, мошенничества, кредитные системы, финансовые пирамиды,кредиты, составление и расчет семейного бюджета, денежные операции в банках и других структурах, сделки, связанные с риском и т.д. для них уже являются раскрытыми.

Какие мероприятия по финансовой грамотности вы проводите со своими обучающимися?

Помимо той работы, что мы выполняем на уроках в рамках финансового обучения, проводим также различные другие мероприятия: анкетирование по вопросам финансовой грамотности, викторины, квесты и др.

Какие формы являются самыми эффективными (семинары, круглые-столы, мастр-классы, квесты)? почему?

Нельзя выделить определенную форму мероприятия как более эффективную, чем остальные, поскольку надо исходить из конкретной ситуации - подготовленности учителя, уровня развития ребенка, его эмоционального состояния и т.п. В некоторых случаях целесообразнее использовать пассивные формы работы, которые больше ориентированы на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития ученика, а в некоторых - активные формы, стимулирующие творческую исследовательскую деятельность ученика и ориентированы на зону его ближайшего развития.

Какие успехи обучающихся в освоении курса вы можете назвать?

Главным личным успехом моих учеников это то, что они научились хорошо ориентироваться в мире финансов, а все остальное - это просто статистика. Хотя, в современном мире она тоже имеет важное значение.

Вы преподаете предмет «обществознание». Как проходит практика внедрения элементов финансовой грамотности в данный курс?

В школе я преподаю и историю, в целом финансовая грамотность частично формируется среди учащихся и на уроках истории, но особая роль принадлежит «Обществознанию». Преподавание предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является обязательным с 6 по 9 класс. Примерная основная образовательная программа основного общего образования предлагает целый ряд позиций, направленных на формирование финансовой грамотности среди учащихся: Деньги и их функции, предпринимательская деятельность,рынок труда, банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод,

обмен валюты и т.п., налогообложение граждан, защита от финансовых махинаций и др. Формирование основ финансовой грамотности на уроках «Обществознание» происходит при знакомстве с научной точки зрения с понятием «Экономика» в 7 классе и продолжается до 11 класса при изучении блока «Экономика».

С какими проблемами вы сталкиваетесь в процессе преподавания курса финансовой грамотности?

Нельзя сказать о каких–то глобальных проблемах, но сам процесс интеграции курса финансовой грамотности в учебный процесс и ограниченность времени создают определенные трудности, однако, мы потихоньку справляемся с ними.

Исполнители

Заказчики

О проекте