ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.

Значимость финансовой грамотности в современном обществе исключительно велика. Нередки случаи, когда взрослые люди, получив, казалось бы, хорошее образование, не умеют разумно спланировать семейный бюджет, оценить свои финансовые перспективы, берут кредиты и не могут их вернуть, под воздействием мошенников вкладывают деньги в сомнительные проекты, становятся жертвами финансовых пирамид. Одна из ключевых причин — в недостатке финансовых знаний, умений и навыков, которые человек должен приобретать уже в школьном возрасте.

Обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности, в российских школах нет — некоторые ее элементы дети изучают в рамках обществознания и экономики. Однако предмет «Основы финансовой грамотности» школы могут вводить в качестве факультативов, курсов по выбору или в рамках внеурочной деятельности, на которую новые образовательные стандарты предусматривают до 10 часов в неделю.

Что за проект?

Подготовку методистов и учителей для преподавания финансовой грамотности в Вышке ведет «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровню финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Помимо Москвы, в проекте участвуют 14 регионов России, от Калининграда до Хабаровска, там создаются региональные центры. Реализовать проект планируютв течение двух лет, обучив за это время 12,5 тысяч учителей.

Педагоги Москвы находятся в особом положении, так как имеют возможность повысить квалификацию по вопросам преподавания финансовой грамотности непосредственно в Вышке, в корпусе на Шаболовке, на факультете экономических наук. Университет заключил соглашение с Департаментом образования Москвы о совместной работе по повышению финансовой грамотности школьников — более 50 директоров московских школ встречались недавно с научным руководителем проекта, профессором Департамента финансов ВШЭ Николаем Берзоном. В ближайшие дни (предположительно, 6 октября) он также планирует рассказать о проекте на селекторном совещании главы московского образования Исаака Калины. Всего за время проекта планируется обучить 1,5 тыс. столичных педагогов.

Учителя каких предметов могут пойти на курсы?

«Всех, — отвечает Николай Берзон. — Мы готовы обучать учителей даже таких далеких от финансовой проблематики предметов, как технология и физкультура. Но если учитель ведет непрофильный предмет, то есть не экономику и не обществознание, то сначала он должен пройти адаптационный курс, рассчитанный на 24 часа, и только потом — базовый 72-часовой курс финансовой грамотности».

Сам же базовый курс состоит из двух частей. Первая часть изучается дистанционно: авторы проекта записали 6 видеокурсов по различным разделам финансовой грамотности — «Управление личными финансами», «Фондовый рынок», «Банковские услуги и отношения людей с банками» и другие. Все они размещены на портале ВШЭ в открытом доступе, на их освоение отводится 36 учебных часов, после этого проходят очные занятия — лекции, семинары, дискуссии, деловые игры. На них также отводится 36 часов, занятия ведут профессора факультета экономических наук ВШЭ, а также специалисты по педагогике и методике из ВШЭ и Московского городского педагогического университета.

Занятия по методике не менее важны, чем собственно по финансам, считает Николай Берзон, ведь учитель может вести курс и в начальной, и в старшей школе, то есть нужно владеть разными подходами к детской аудитории, понимать психологические и возрастные особенности восприятия материала. Учебно-методические комплексы, изданные в рамках проекта Минфина и Всемирного банка, рассчитаны на разные возрастные группы — 2-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классы. Учебные пособия прошли экспертизу в Российской академии образования и были апробированы учителями в пяти регионах.

Чем полезны курсы?

Во-первых, для любого учителя любое свидетельство о повышении квалификации, тем более выданное ведущим вузом, — хорошее подтверждение профессиональной компетентности, в том числе при прохождении аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Все педагоги с определенной периодичностью проходят повышение квалификации, и курсы по финансовой грамотности засчитываются точно так же, как многие другие.

Во-вторых, учитель улучшит собственную финансовую грамотность.

И, в третьих, он повысит свою востребованность в собственном образовательном учреждении и в целом на рынке труда. Возможность преподавания дополнительных курсов - это дополнительный заработок в рамках привычных профессиональных обязанностей. А учителям некоторых предметов, даже если они не будут вести специальный курс финансовой грамотности, знания все равно пригодятся в педагогической работе, и это не только обществоведы и учителя экономики, но и, например, математики, которых смогут давать на своих уроках задачи на финансовые темы.

График проведения занятий до конца 2016 года размещен здесь, за этот период планируется подготовить 240 человек. Желающие пройти обучение должны предварительно зарегистрироваться.

Исполнители

Заказчики

О проекте